Хроника КМЛ
Снова «Принцип Чехова»
20 февраля состоялось заседание Клуба молодых литераторов под руководством Дмитрия Каралиса, на котором были рассмотрены некоторые организационные вопросы, в том числе выпуск прозаического сборника клуба, редактура которого завершена.
Обсуждались домашние этюды — диалоги, выстроенные с учетом «Принципа Чехова», о котором рассказывалось на предыдущем занятии. После перерыва рассматривалась типичная классификация героев художественного произведения с примерами из отечественной и мировой литературы.
Соб. информ.
Концовки и «Принцип Чехова»
6 февраля состоялось заседание Клуба молодых литераторов под руководством Дмитрия Каралиса, на котором члены Клуба по кругу прочитали заранее написанные концовки литературных произведений. Смысл этого задания вытекал из известного писательского приема: иногда, чтобы понять, в чем главная мысль произведения, пишут концовку.
Затем был рассмотрен «Принцип Чехова», который писатель изложил в письме к брату: «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев. Надо писать, чтобы читатель без пояснений авторов, из хода рассказа, из разговоров действующих лиц, из их поступков понял, в чем дело».(Письмо к Ал. П. Чехову от 10 мая 1886 г.)
Этот казалось бы несложный постулат классика развил в своей книге «О прозе» Б. Эйхенбаум: «Чехов до предела сжимал авторский текст, доводя его иногда до значения сценических ремарок. Его персонажи говорят иногда очень много, он сам — очень мало. Тема и положение раскрываются у него обычно не автором, а самими действующими (часто именно не действующими, а только разговаривающими) лицами. Автор как бы отходит в сторону…
Это как будто легкое смещение традиции имело на самом деле значение переворота и оказало сильнейшее влияние не только на русскую, но и на мировую литературу. Освободившись от авторского вмешательства, люди стали разговорчивее и откровеннее, а читатель получил возможность подойти к ним ближе и понять их глубже. Вот тут-то и обнаружилось значение мелочей и пустяков: они получили новый и иногда сложный лирический смысл»
Соб. информ.